Одна звезда

Одна из лучших вещей, которые случились с миром MTB по вине маркетинга — это отказ от переднего переключателя и переход на 1х трансмиссию. Это тема вызывает очень неоднозначные реакции, поэтому давайте поговорим поподробнее, насколько это оправдано и так ли оно дорого, как кажется.

Ведь вроде бы ездили с тремя звездами спереди много лет, и никто не жаловался. Но если подумать, то становится понятно, что передний переклюк это костыль, который пришлось применить из-за технического несовершенства трансмиссии — диапазон 6-7 скоростей на кассете нужно было расширить комбинацией с тремя передними звездами. Но время шло, число звезд сзади увеличивалось, и общее количество передач на велосипеде достигло 27, а то и 30. Использование такого «редуктора» стало казаться избыточном, поэтому еще задолго до анонсирования первых серийных трансмиссий 1х на велофорумах начали появляться идеи отказа от переднего переключателя.

Сложности

Основные сложности, с которыми столкнулись любители минимализма — отсутствие кассет с большими звездами и необходимость успокоителя цепи. В то время стандартом считалась кассета 11-32Т (для более горной местности 11-34Т, 12-36Т). Выкинув передний переключатель и оставшись с одной звездой 34Т, экспериментаторам явно не хватало передаточных чисел для затяжных и крутых апхиллов. Цепь слетала с передней звезды на расколбасных участках, поэтому приходилось использовать успокоитель цепи, а для охотников за лишними граммами это всё равно как ножом по сердцу.

Первыми на чаяния велолюбителей отреагировали чуткие китайцы — появились в продаже кассеты 11-40T и 11-42Т в 9-ти и 10-ти скоростном исполнении. От «бутиковых» производителей велозапчастей, поставляющих на рынок мелкосерийные компоненты, подоспели и красивые кранксеты на одну переднюю звезду. А когда SRAM выкатил свой вариант трансмиссии 1х с передней звездой narrow-wide, то в полку сторонников этой схемы резко прибыло. Удовольствие по первости обходилось в приличную сумму, сопоставимую с велосипедом начально-среднего уровня, из-за чего в общественном сознании зафиксировалось мнение, что трансмиссия 1х это крайне дорого и поэтому простому катальцу незачем.

Narrow-wide — технология чередования узкого и широкого профиля зубьев звезды, призванная удержать цепь от слетания. Для этой же цели зубья сделаны более высокими.

Преимущества

Ну, хорошо, скажете вы, потратили кучу денег, и что в результате? А в результате добились того, чего хотели. Во-первых, уменьшили вес — избавились от манетки, переключателя и двух звезд. Во-вторых, больше не надо щелкать левой манеткой, больше нет риска, что цепь при переключении на самую малую звезду слетит и закусится. Больше не нужно мучительно сожалеть на подъеме, что не успел переключиться раньше. 10-11 широкодиапазонных передач сзади — это очень удобно! И это нужно не только гонщикам.

Недостатки

Основной недостаток — ограниченность диапазона передаточных чисел. В комбинации 34Т/11-40Т явно не хватает «низов», да и при 9-10-ти скоростях шаг между передачами великоват. Поэтому по настоящему трансмиссия 1х проявляет себя на 11-ти скоростной кассете 11-46Т (а еще лучше на 10-50Т и 12-ти скоростях, но там цены пока что слишком высокие). 46Т с передней звездой 34Т (или даже 32Т, если горы) это уже достаточно низкое передаточное число, чтобы ехать в крутые подъемы.

Имеются высказывания о том, что 34Т и 11Т не могут обеспечить скорости 40+, но ребята, если на горном велосипеде вы летаете со скоростями за 40, то в тех ли стихиях вы используете MTB?

Вот, по калькулятору видно, что при каденсе 90 и колесе 29х2.25 на звезде 34Т мы имеем самую малую скорость 9.29 км/ч, а самую большую — 38.9 км/ч. Вполне достойный диапазон.

Итак, в настоящее время, в 2018 году доступен немалый ассортимент кранксетов под одну звезду, кассет с диапазоном передач 11-46Т и переклюков, поддерживающих большие звезды в кассетах, как от лидеров Shimano и SRAM, так и от китайцев на Алиэкспрессе.

Перекос цепи

Этот недостаток не столь существенный, чтобы это упоминать. Разумеется, ресурс окажется немного сниженным из-за дополнительного перекоса, но как показывает практика, живучесть цепи гораздо больше зависит от своевременной смазки и чистки, а также от манеры езды — ломящий стоя на повышенной передаче всегда будет «убивать» свои цепи быстрее, чем тот, кто переключается на адекватную передачу и заезжает в подъем на большом каденсе.

Наше мнение остается прежним — если у тебя есть передний переключатель, то пользуйся им, не допуская сильного перекоса, но если ты на трансмиссии 1х — не запаривайся. В конце концов, ведь чаще всего мы используем средний диапазон на кассете, а крайние передачи задействуем в ограниченный период времени. Если цепь и будет «убиваться» на 20% быстрее, чем на системе 3х, то это просто цена за удобство.

Стоимость

Если говорить о топовых группах, особенно 12-ти скоростной SRAM с кассетой 10-50Т, то это действительно очень дорого. Средний уровень, например 11-ти скоростной Shimano SLX с кассетой 11-46Т может обойтись примерно в 250-300 евро. Возможно, дешевле, если на вашем велосипеде уже стоит 11-ти скоростная трансмиссия, тогда понадобится лишь кранксет и кассета. Сейчас со скидкой можно взять 1х кранксет Shimano XT, считай по цене SLX. Только звезду подходящего размера докупить.

Если у вас 9-10 скоростей, то можно сделать простой апгрейд. Потребуется подходящая кассета 11-42Т или 11-46Т, недорогой кранксет на одну звезду и удлинитель для петуха (rear mech hanger extension), это можно найти на алиэкспрессе. В этом случае расходов будет на 120-150 евро.

Вариантов с компонентами 1х становится всё больше, поэтому разговоры о невероятной дороговизне нужно прекращать. Да, это стоит определенных затрат, но всё не так страшно.

Кому это надо?

Люди разные. Кто-то держится за старые убеждения, традиции, корни, кто-то наоборот, любит пробовать новое, экспериментировать. Никакой реальной надобности на данный момент переходить на 1х нет, старая добрая система из 3-х звезд спереди работает (хоть иногда и выбешивает).

Зато если вы думаете, какой-бы апгрейдик замутить на этот сезон — присмотритесь к 1х. Мы думаем, что это полезное  и правильное направление развития велосипедной трансмиссии. Де факто, вся MTB трансмиссия топового и высокого уровня уже на 1х, на среднем уровне есть сингл SLX и  даже Deore. Нет сомнений, что в течении нескольких лет тройники исчезнут совсем (ну, может останутся на Tourney), а двойники будут только в группах уровня Altus-Alivio.

Можете высказаться, что вы думаете по поводу одной звезды спереди, собираетесь переходить, останетесь ли верны переднему переключателю. Может уже имеете опыт — поделитесь, это всем будет интересно.

Подчеркиваем, что речь идет только о горных байках, которые используются не как универсальный велосипед (и город, и парк, и лес), а исключительно по назначению — оффроад, трейлы, съезжалки и т.д. И тем более не стоит писать в комментах «у меня шоссер, не нужна мне эта ваша 1х трансмиссия».

Добавить комментарий